В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ №273-ФЗ от 29.12.2012) в образовательных организациях осуществляющих начальное общее, основное общее и среднее общее образование (школах) обеспечивается доступность образования детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья:
Для детей с ограниченными возможностями здоровья доступны различные формы получения образования в различных образовательных организациях:
• обучение совместно с другими обучающимися,
• обучение в отдельном классе обычной школы,
• обучение в специальной школе,
• индивидуальное обучение на дому,
• обучение в негосударственном образовательном учреждении (организации),
• дистанционное обучение.
Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому в школе по месту жительства осуществляется по медицинским показаниям в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ИПР) по заключению педиатрического бюро медико-социальной экспертизы (для детей-инвалидов) или по заключению клинико-экспертной комиссии медицинских учреждений системы здравоохранения. Обучающиеся выводятся на индивидуальное обучение на дому в соответствии с перечнем заболеваний, указанных в письме Министерства просвещения РСФСР и Министерства здравоохранения от 8/28 июля 1980 года № 281-М/17-13-186. Родители могут выбрать и обучение в форме семейного образования. Названные в статье 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Очно-заочная (вечерняя), заочная форма получения образования, экстернат, с использованием дистанционных образовательных технологий, самообразование вряд ли могут рассматриваться как подходящие для получения общего образования детей с особенностями развития, для которых задача социализации выходит на первый план.
Допускается сочетание различных форм получения образования.
Обучение в нашей общеобразовательной школе детей с ОВЗ может быть представлено следующими вариантами:
- инклюзивное обучение в общеобразовательном классе по адаптированным общеобразовательным программам;
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Инклюзивное образование подразумевает обучение «особых» детей в одном классе со здоровыми школьниками, а не в специальном классе, созданном при общеобразовательном учебном заведении.
Для полноценного развития ребенка с ОВЗ в школе необходимо:
1. Согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка по адаптированной образовательной программе.
2. Разработка индивидуальной адаптированной общеобразовательной программы учащегося – ребенка с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами.
3. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации.
4. Адаптивная образовательная среда.
5. Развитие инклюзивной культуры. Сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи
Программно-методическое обеспечение инклюзивного образовательного процесса отражается в трех документах:
- адаптированной основной общеобразовательной программе;
-адаптированной рабочей программе, разрабатываемой с учетом индивидуальных особенностей ребенка;
- программе коррекционной работы, являющейся составной частью основной образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией на основе рекомендуемого перечня общеобразовательных программ.
Адаптированная программа должна быть разработана с учетом особенностей развития ребенка, основной целью должна быть коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС.
Обучение детей с особыми потребностями в массовой школе — это возможность продемонстрировать пример толерантного отношения детского и взрослого сообщества по отношению к учащимся с ОВЗ. Школа должна стать для таких детей комфортной и безопасной средой, где каждый сможет найти свое место и раскрыть свои способности.